Разработка схем рекреационного освоения отдельных бассейнов должна послужить основой для составления Генеральной схемы рекреационного использования водных ресурсов России. Такая схема должна иметь единую методическую основу, заключающуюся в четком определении требований рекреации в составе комплексного водопользования, наличии кадастра рекреационных ресурсов рек и водоемов и научно обоснованных норм рекреационной нагрузки на береговые ландшафты и акватории. В числе ее задач важное место должна занять оптимизация рекреационного использования сети малых рек, включающая сравнительную оценку рекреационных ресурсов рек и прилегающих к ним ландшафтов, а также разработанное на ее основе перспективное размещение объектов околоводного отдыха по экономическим районам и природным зонам.
Поскольку существующие кадастры не охватывают все природные ресурсы, необходимо ускорить создание баз данных по следующим видам ресурсов (объектов): ресурсам растительною и животною мира (расширение кадастров охотничьих, рыбных ресурсов и создание новых кадастров), рекреационных территорий (объектов), заповедных территорий (объектов и ресурсов), особо ценных природных ресурсов федерального и территориального значения. Возможно создание также кадастров природных объектов населенных пунктов и производственных зон.
Сведения для формирования и ведения территориальных кадастров природных ресурсов и объектов предоставляются по ресурсам недр, по поверхностным водным ресурсам, по лесным ресурсам, по почвенным ресурсам, по водно-болотным угодьям (в том числе международного значения), по гидробиологическим ресурсам, по ресурсам промысловых видов животных, по ресурсам используемых видов дикорастущих растений, грибов, а также по редким и исчезающим видам биоты (биота — комплекс живых организмов, обитающих на данной территории), по климатическим ресурсам, по интегральной оценке экологического состояния территории, по особо охраняемым территориям, по природным объектам рекреационного и культурно-исторического значения.
Представляется, что реализация правомочий собственника природных ресурсов по пользованию и распоряжению ими должна быть строго урегулирована в законодательстве с учетом того, что природные ресурсы имеют разный потенциал. Как выше отмечалось, они имеют экономическое, экологическое, оздоровительное, рекреационное, эстетическое, культурное, историческое и иное значение. Количественные и качественные характеристики в их динамике находят отражение в отраслевых (природоресурсных) и комплексных (территориальных) кадастрах. Как правило, в процессе природопользования человеком потребляются отдельные удовлетворяющие его потребности свойства природного ресурса. Важно, чтобы при этом не нарушались, не умалялись, т.е. сохранялись, другие потребительские свойства того или другого природного ресурса и чтобы при распоряжении собственностью, определении судьбы природного ресурса, исходя из его кадастровой оценки, соответствующие условия природопользования находили четкое отражение в лицензиях и договорах, закрепляющих право пользования ими.
Выбор экологически и социально целесообразного функционального зонирования имеет большое значение при промышленном освоении территорий Сибири. Необходима научно обоснованная программа использования территориальных ресурсов, предусматривающая создание кадастра функционально ориентированных зон, заранее намеченных для различных типов промышленного, сельскохозяйственного и рекреационного использования, городской застройки, природных резерватов и других целей. Важное значение имеют поиски оптимальных планировочных систем, учитывающих потенциальные изменения в оценке месторождений полезных ископаемых. В настоящее время не разработаны практически удобные и надежные методы проектирования гибких планировочных структур, учитывающие факторы неопределенности в прогнозных оценках месторождений, хотя важность этой задачи осознана была уже в 70-х годах.