Сергей Алексеевич Побываев

Сергей Алексеевич Побываев

Кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Финансового университета при Правительстве РФ, научный консультант Института экономических стратегий.

В свое время, готовя один материал, я напал на статистику, приведенную в отчете американской Службы рыбы и дичи 2011 года: оборот охоты, рыбалки, экологического туризма в Соединенных Штатах составил 145 миллиардов долларов. Я посмотрел, что у нас было с нефтегазовыми доходами: в том же 2011 г. – они составили 171,3 миллиарда долларов.

То есть отрасль рекреации на дикой природе может быть не только какой-то вспомогательной, как у нас она очень долгое время воспринималась, но и вполне себе коммерческой индустрией, хотя конечно нужно сделать поправку на то, что платежеспособный спрос у нас в России значительно слабее, чем в Соединенных Штатах, и рынок рекреационных услуг менее емкий.

Коммерческая рекреация в условиях дикой природы процветает в Соединенных Штатах и не только там, но и в Европе, в Северной Европе, в частности, в Скандинавии, в Германии – там это мощная индустрия. В ряде случаев отрасль находится под серьезным государственным контролем и регулированием.

В конечном счете рекреация на дикой природе являет собой некоторое поле коммерческой деятельности, поле извлечения прибыли и одновременно с этим это безусловно сфера, которая работает на укрепление здоровья населения.

Общеизвестно, что режимы, занимавшиеся ускоренным развитием, хорошо понимали благотворное воздействие природы на человеческий организм. Взять, например, СССР. В октябре 21-го года, когда еще в полной мере не закончилась Гражданская война, РВС, высший военный орган, приказом 2261 принимает решение о создании военно-охотничьего и рыболовного общества при Главном штабе.

Очевидно, что это делалось не для того, чтобы занять досуг бойцов и командиров РККА, это делалось осознанно для того, чтобы укрепить их здоровье и привить необходимые навыки.

То же самое мы можем сказать об итальянском фашизме и немецком нацизме. В Италии действовала программа, если не ошибаюсь, она называлась «Opera Nazionale Dopolavoro» программа оздоровления и развития туризма для широких масс населения. Калька этой программы была в Германии «Сила через радость» – «Kraft durch Freude», которая также была направлена на повышение уровня здоровья населения и обретения им нужных в условиях войны навыков.

И в 1941-м году сибирские полки, состоящие в основном из охотников, очень хорошо показали под Москвой, что контакт с дикой природой может иметь и сугубо прагматическое, в том числе военное значение.

К сожалению, у нас сейчас сложилась такая ситуация, что, унаследовав от советского времени снисходительное и пренебрежительно отношение к спортивной охоте и рыбалке, как к сфере досуга небольшой группы чудаков, государство не уделяет в своей стратегии должного внимания той области, которая могла бы быть потенциально полезна и с коммерческой, и с медицинской точек зрения.

Чего греха таить: спортивная охота и рыбалка у нас еще очень слабы как туристическая подотрасль. Индустрия экологического туризма у нас еще даже институционально не оформлена, она только-только складывается. И поэтому если государство заинтересовано в том, чтобы получить и сферу серьезного бизнеса, и индустрию оздоровления населения, что особенно актуально во время санкций и испорченных отношений с рядом государств, то оно должно в этой области предпринимать какие-то шаги.