Руководитель проекта “Наш компас”.
Одним из наиболее приоритетных направлений современного туризма является экологический туризм. Социологические исследования показывают, что среди ведущих мотивов путешествий на первый план все больше выдвигается стремление людей к общению с природой.
Но тогда ещё острее возникает необходимость формировать экологическую культуру, способность нести ответственность за состояние природы, нужен самоконтроль, критическое отношение к себе и другим, умение предвидеть ближайшие и отдаленные последствия своих действий в природной среде.
Природа не может защищать себя от враждебных действий человека и вмешательства в ход естественных процессов, вызывающих гибель многих растений и животных. И существование «Красной книги» не сможет остановить человека, если у него нет «закона внутри». Экологические проблемы, связанные с разрушительной деятельностью человека, являются следствием разрушительного мышления. То, как человек поступает, есть лишь следствие его мыслей, то есть его мировоззрения, мировосприятия, миропонимания. И всё то, что беспокоит нас сегодня – это результат неправильного воспитания вчера…
Экологическое воспитание направлено на развитие черт личности, необходимых для установления гармоничных взаимоотношений с природой.
Педагоги, психологи доказали, что процесс формирования и развития личности должен начинаться с первых дней жизни человека, что создает благоприятные условия для раскрытия потенциальных возможностей ребенка. В системе экологического воспитания – как и любого другого – исключительно важную роль играет именно раннее детство, когда дети впервые попадают в мир знаний о природе. Дальнейшее их отношение к природе, то насколько глубоко будут воспитаны эстетическое и нравственное отношение к природе, во многом будет зависеть от того, осознают ли они самоценность природы, увидят ли связи человека с природой.
Ответственное, гуманное отношение к природе можно формировать при взаимодействии как чувственного (жалость, восхищение, сострадание и т. п.), так и интеллектуального (экологические и этические знания) воспитания, развития. Становление экологического сознания — это и опора на науку, и соединение ее с гуманистическими ценностями.
В 2012 году с сообщением о нашем литературно-издательском проекте «Нравственные посевы» мы выступили на Международном Экологическом форуме. Председательствовала Директор Международного ЭКО БИО центра – Лилия де Глонек. Проект вызвал большой интерес. На базе его наработок в настоящее время разработана программа «Свободная минутка» и планируется программа «Твой компас».
«Свободная минутка» – это комплексная программа для многогранного развития личности ребёнка. Это программа и с экологическим уклоном, обеспечивающая ребенку одновременно и формирование начальной стадии экологического мировоззрения. Такое сочетание может способствовать в дальнейшем (при условии непрерывности экологического образования) развитию полноценного экологического сознания, которое будет определять деятельность взрослого человека.
Но как знакомить детей с правилами поведения в природе? Ведь определенные экологические запреты абсолютно необходимы. Мы считаем, что «грозить пальцем» – это очевидная ошибка. Нужна целенаправленная работа для того, чтобы правила поведения в природе были прочувствованы и стали понятными. Чтобы они стали «своими», стали «внутренним законом».
Не все мы осознаём, каково влияние природы на наши чувства, мысли, отношения к людям, на наш духовный мир. Редко мы задумываемся над тем, как лес, река, полянка, деревце за домом – то есть всё то, что обычно называют природой, помогают нам воспитывать малышей. Пока дети малы, то и цветы, и травы, бабочки и жучки, рыбы и птицы, кошки, собаки – всё это близко им. Они «их понимают». В каждом ребёнке дремлет художник, который видит жизнь необычно красивой и удивительной. Но если не помочь маленькому человеку открыть в себе способность выражать свои чувства, то со временем художник в нём может угаснуть. Душу ребёнка надо растить осторожно, внимательно и с любовью, чтобы сохранить в ребёнке художественное восприятие мира.
Возбуждать симпатии к растениям и животным – один из путей воспитания доброго отношения к ним. Ребёнок не только должен узнать, что нельзя разрушать муравейник, убивать лягушек и разорять птичьи гнёзда, топтать и рвать цветы. Он должен увидеть и муравья, и птицу, и лягушку, и цветок – всё, что его окружает – глазами доброго человека.
Задача взрослых – помочь детям накопить багаж ярких, эмоциональных, живых впечатлений и достоверных представлений о природе.
В нашем проекте для детей младшего школьного возраста есть серии книг, которые позволят ребятам познакомиться с миром чувств, способностями, возможностями и душевными качествами животных, взаимоотношений их с людьми, примеры доброго отношения людей к природе.
Благодаря интересным и поучительным фактам, невыдуманным историям и сказкам ребята узнают, что, например, миру животных присущи:
- добрые чувства по отношению к собратьям и к другим представителям животного мира, а также сострадание, способность к дружбе и верности;
- самопожертвование, проявление альтруизма, чему так и не найдено объяснения в рамках существующих концепций и принципа самосохранения любой ценой;
- внимание к престарелым родителям, супружеская верность, взаимопомощь в семейной жизни, родительская самоотверженность и отвага при защите потомства;
- привязанность к людям, особенно к детям, и преданность своим хозяевам.
Эти знания дают более глубокое, целостное понимание величия и многогранности мира живого, помогают не только обрести гуманное отношение к живым существам, но и в какой-то мере осознать свои душевные качества и собственное место в жизни. Одна из сложностей для экологически культурной личности – это умение анализировать и устанавливать причинно-следственные связи экологических проблем.
Сказки и интересные истории дадут возможность многим ребятам, особенно малышам, накапливать в своей душе чистые образы. Для ребят эти образы могут стать звоночками, которые тихо зазвучат в их сердцах, пробуждая изначально заложенные добродетели.