«…Евразия достаточно целостна внутренне таковой задачей. В истории ее неизменно возникали движения, которые сопрягали в политическое единство все пространство евразийского мира географического, всю область “флагоподобного” расположения зон (скифская держава, гуннская, монгольская, русская). Единству политическому, возникающему с неизбежностью некоего природного факта, отвечает и единство внутреннее – взаимная тяга населяющих ее народов, некоторый строй “национального мира”, в ряде проявлений своих резко констатирующего с теми национальными ненавистями и отталкиваниями, которыми полна Европа.
Все это создает предпосылки для творчества. Но творчество это, проходя чрез этап обособления, в конечной цели своей должно быть направлено к универсальной задаче.
Чем своеобразнее мир, чем оригинальнее культура, тем больше своих особых вопросов он может поставить. И вопросы эти, примененные к другим мирам и культурам, освещают неожиданным светом эти последние. Возникает внутреннее движение, взаимное влияние, основанное на интенсивном общении понимание друг друга».
Пётр Николаевич Савицкий
«Евразийство как исторический замысел»
26 февраля 2018 года состоялось Третье заседание дискуссионного клуба на тему «Русское евразийство как уникальный феномен общественно-политической мысли». Заседание прошло в Институте экономических стратегий (основной партнер проекта) при информационной поддержке журнала «Экономические стратегии» с целью привлечения экспертов высшей квалификации к обсуждению и оценке промежуточных результатов научно-исследовательской работы. Заседание проводилось в рамках реализации проекта «Актуализация наследия российской интеграции народов и культур в формате «мягкой силы» современной России на евразийском пространстве», реализуемого Международным институтом Питирима Сорокина – Николая Кондратьева с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.
В работе клуба приняли участие историки, философы, экономисты, политологи, специалисты в области истории науки, прогнозирования и юриспруденции, представители национально-культурных автономий, руководители некоммерческих организаций, публицисты.
Модератором заседания выступил Сидельников Юрий Валентинович, профессор, первый вице-президент Академии прогнозирования, главный научный сотрудник Института проблем управления им. В. А. Трапезникова РАН и Института проблем развития науки РАН.
Инициативные доклады дискуссии:
Назмутдинов Булат Венерович, кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории права Факультета права НИУ «Высшая школа экономики» – «Политические и правовые аспекты классического евразийства 1920-1930 гг.»
Ермишина Ксения Борисовна, кандидат философских наук, старший научный сотрудник ГБУК г. Москвы «Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына» – “Философия пространства и времени П.Н. Савицкого в 1950-е и 60-е годы”.
Шатилов Александр Борисович, кандидат политических наук, профессор департамента политологии, декан факультета социологии и политологии ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» – «Неоевразийство как реинтеграционная идеология постсоветских элит».
Участники заседания пришли к выводу, что избавив евразийство от “мифопоэтического” налета, конкретизировав его культурные и цивилизационные императивы, его можно использовать для поисков выхода из современного российского системного кризиса. Существующий сегодня кризис национальной идентичности и идеологии, утрата чувства исторической перспективы и колоссальное самоуничижение, обернувшаяся огромными издержками попытка либерально-реформаторского “прорыва в цивилизационное сообщество” – требуют новой национальной идеи. Идеи, которая примиряла бы “красных и белых”, восстанавливала бы у людей чувство страны и исторического времени, укрепляла бы сознание “общей судьбы” и принцип “единства в многообразии”. Такой идеей вполне могло бы стать модернизированное евразийство.
Кризис в сфере межнациональных отношений требует новой объединяющей идеи, новой модели сосуществования российских народов. В России в силу ее природно-географических и историко-культурных особенностей обоснованная евразийцами модель совместной жизни “разнонациональных” общностей является особенно актуальной.