Группа стратегического видения «Россия — Исламский мир» провела интервью с Президентом института Питирима Сорокина – Николая Кондратьева, академиком РАЕН, профессором, Юрием Яковцом.
Ю. Яковец: прежде всего, я должен отметить, что исследования по теории цивилизаций начались в России более 2 веков назад. В 1815 году академик Российской Императорской Академии наук Андрей Шторх опубликовал в Санкт-Петербурге на французском языке курс «Политической экономии», вторая часть которого называлась «Теория цивилизаций». Это была первая в мире книга по теории цивилизации. Российский ученый Н.Я. Данилевский заложил основы теории локальных цивилизаций и взаимоотношений между ними. Эти исследования продолжил выдающийся российско-американский ученый Питирим Сорокин (в 2019 году мы будем отмечать 130 лет со дня его рождения). В своей замечательной книге «Главные тенденции нашего времени (1964) он рисовал перспективы становления интегрального социокультурного строя и перемещения центра творческой активности цивилизаций с Запада на Восток. Его предвидения сбываются в XXIвеке. В.И. Вернадский и Н.Н. Моисеев определили перспективы становления ноосферной цивилизации.
На базе этого научного наследия в 1990-х годах в России в ответ на вызовы глубочайшего цивилизационного кризиса возникла современная цивилизационная школа, которая ныне занимает лидирующие позиции в мировой науке. Сформирована новая отрасль общественных наук – наука о цивилизациях (цивилиография).
Основные достижения научной школы:
- во-первых, сформулирован триединый подход к понятию цивилизации: это единство и взаимосвязь разнообразных локальных цивилизаций, периодической смены мировых цивилизаций и единство локальных и мировых цивилизаций в смене исторических суперциклов динамики глобальной цивилизации. Раскрыты циклично-генетические закономерности цивилизационного развития за 10 тысячелетий со времени возникновения цивилизации в результате неолитической революции. Раскрыто содержание кризисов при смене мировых и поколения локальных цивилизаций. Это стало новым подходом в периодизации всемирной истории.
- Во-вторых, российские ученые раскрыли сущность современного глобального кризиса как кризиса цивилизационного, обусловленного сменой сверхдолгосрочных циклов динамики мировых и локальных цивилизаций. На смену двухсотлетней рыночно-капиталлистической, индустриальной цивилизации, которая переживает период заката, идет интегральная гуманистически-ноосферная цивилизация. В авангарде этого процесса находится Китай. 500-летнее 4 поколение локальных цивилизаций при доминировании Запада заменяется 5 поколением 12 локальных цивилизаций при лидерстве Востока. Закладываются основы устойчивого многополярного мироустройства на базе конструктивного диалога и взаимовыгодного партнерства цивилизаций и государств; лидером этого процесса является Россия. Переходная эпоха сопровождается глубоким кризисом и резким обострением противоречий, Запада во главе с США попытками сохранить свою гегемонию и навязать миру однополярное мироустройство, не останавливаясь перед возобновлением холодной войны в ее худшем виде и агрессивными действиями в обход ООН. Однако эти попытки обречены на провал. Важную роль в этом играет конструктивное взаимодействие России, Китая и мусульманского мира.
- В-третьих, неизбежность становления интегральной цивилизации и устойчивого многополярного мироустройства определяется законом смены поколений. С 2020-х годов ключевые позиции в мире займут лидеры нового поколения. Которые в течение 3 десятилетий будут принимать, и выполнять стратегические решения. Важно, чтобы они овладели пониманием закономерностей цивилизационной динамики и необходимостью диалога и партнерства цивилизаций в ответ на вызовы нового века. На это направлена деятельность международного института Питирима Сорокина – Николая Кондратьева, Ялтинского цивилизационного клуба и Открытого университета диалога цивилизаций, издавших ряд учебников на русском, английском и арабском языках. Все более активную роль в этом играет сайт «Россия – исламский мир: новое видение».
Прогноз основывается на нескольких факторах.
- Во-первых, Советский союз в послевоенные десятилетия был одним из лидеров научно-технической революции, завоевал первенство в освоении космоса в мирном использовании атомной энергии, достиг военно-технического паритета с Западом. Его экономика развивалась опережающими темпами, сохранились передовые научно-технологические школы и высокий уровень образования населения.
- Во-вторых, Россия обладает огромными запасами природных ресурсов и не должна тратить средства на их импорт и получает большой объем средств экспорта, которые можно направить на научно-технологическое развитие.
- В-третьих, после длительного экономического и технологического кризисов 1990-хгодов. Обусловленного неолиберальными рыночными реформами руководство России взяло стратегический курс на возрождение экономики на новейшей технологической базе. США применяя экономические санкции к России пытались разорвать в клочья» российскую экономику, но добились обратного результата. Россия стала более технологически и экономически не зависимой и провозгласила курс на научный и технологический прорыв. Особо больших успехов достигли в возрождении и технической реконструкции оборонно-промышленного комплекса, что убедительно доказала успешная российская операция в Сирии. Российскими учеными разработаны стратегии научно-технологического инновационного прорыва и опережающего развития на базе крупномасштабного освоения 6 технологического уклада. В этот процесс активно вовлекаются лидеры нового поколения. Все это создает уверенность в том, что намеченное в упомянутой Вами монографии Б.Н. Кузыка и Ю.В. Яковца « Россия-2050: стратегия инновационного прорыва» имеет полные шансы для ее претворения в жизнь.
Российская цивилизационная школа, опираясь на предвидения Питирима Сорокина и других российских и зарубежных ученых, определила основные направления будущего цивилизации на период до середины XXIвека. Это нашло выражение в моих монографиях «У истоков новой цивилизации» (1993), «История цивилизации» (1995, 1997), «The Past and the Future of Civilizations” (2000), «Глобальные экономические трансформации XXIвека» (2011), в 6 –томной монографии Б.Н. Кузыка, Ю.В. Яковца «Цивилизации: теория, история, диалог, будущее» (2006, 2008, 2009), в докладе Ялтинского цивилизационного клуба «Стратегия становления устойчивого многополярного мироустройства на базе партнерства цивилизаций» (2017). В этих работах обоснована неизбежность становления в середине XXI века в авангардных странах новой интегральной, гуманистически-ноосферной цивилизации. Ее основные признаки:
- новый гуманизм, ориентация на повышение уровня и качества жизни населения во всех уголках планеты Земля, искоренение голода и нищеты;
- ноосферный энергоэкологический способа производства и потребления, обеспечивающий гармоничную коэволюцию общества и природы, преодоление экологического кризиса, сбережение природных ресурсов с учетов интересов будущего поколений, адекватный ответ на негативное изменение климата;
- переход к новому технологическому способу производства и информационному обществу, обеспечивающему высокие темпы роста производительности труда, преодоление технологической пропасти между авангардными и технологическими странами и эффективное использование цифровых технологий;
- становлении интегрального экономического строя социально-, экологически- и инновационно ориентированности обеспечивающего сравнительно устойчивые темпы экономического роста и преодолении пропасти между богатством и бедностью;
- распространение интегрального социокультурного строя, возвышение науки, повышение фундаментальности, креативности и непрерывности образования, возрождение высокой культуры и гуманистически-ноосферной нравственности в укреплении нравственных устоев семьи и общества;
- искоренение терроризма и войн формирование устойчивого многополярного мироустройства на базе диалога и партнерства цивилизаций 5 поколения и государств при ведущее роли ООН;
Понятно, что эти характерные черты не могут возникнуть сразу и распространиться по всему миру, предстоит длительное и упорное противоборство восходящих и нисходящих цивилизаций и ведущих держав, прогрессивных и реакционных социально-политических сил для осуществление этих перечисленных выше принципах сперва в авангардных затем в догоняющих и в конце в отстающих странах. На этом пути возможны риски самоубийственного столкновения цивилизаций с применением современных средства массового уничтожения. Однако Человечество не раз встречалось с угрозами и рисками и находило пути ответа на новые вызовы. Будем надеяться, что это будет достигнуто и на этот раз. Этому будет способствовать реализация обоснованного мной закона поляризации и социально-политического партнерства цивилизаций и государств, социальных слоев и поколений в условиях глубокого кризиса. Достойный ответ на грозные вызовы нового столетия находится в единении передовых ученых и прогрессивных лидеров нового поколения.