Двадцать лет назад путешественники только начинали задумываться о воздействии их поездок на окружающую среду.
Экотуризм как термин появился в 1990е, чтобы сделать путешествия экологически ответственными, и сейчас является наиболее быстрорастущей отраслью туризма. Журналисты пытались оперировать любой доступной статистикой этого растущего рынка, но факты подтверждали, что ответственные туристы тогда составляли ничтожное меньшинство. Вхождение экотуризма в мейнстрим заняло 20 лет!
Меган Эплер, исполнительный директор фонда Planeterra
Экотуризм был определен в 1990е Международным Обществом Экотуризма как «ответственное путешествия в природные зоны с сохранением окружающей среды и заботой о благополучии местного населения». Как основатель МОЭ, я нашла это определение жизненно важным инструментом для управления восприятием воздействия экотуризма, а именно тем, как мы можем управлять им в будущем и как привнести большую ценность сохранению ландшафтов, дикой жизни, парков, людей, монументов и культур, благодаря которым этот бизнес и существует.
С тех пор, как путешествия перестали быть моим личным делом, но стали путем воздействия на общество и средством пропаганды позитивных мер для сохранения и стабильности природы, обратный путь стал невозможен. Экотуризм спровоцировал глобальный диалог о стабильности в путешествиях, который привел к созыву саммита ООН по экотуризму в 2002. Но для меня рост туристической экономики стал самым важным фактом для того, чтобы помочь глобальному сообществу осознать свой потенциал для добра и необходимость остановить зло. Эта огромная отрасль сейчас генерирует 10% мирового ВВП. И для 83% стран мира туризм является одной из пяти главных составляющих дохода.
Люди путешествуют по всей планете, а интернет дает возможность заказать тур в любую страну и в любое время. Развитые и развивающиеся страны демонстрируют огромный рост. Туристы тратят на поездки более $200 млрд в год. Ни одна другая отрасль не приносит столько богатства и рабочих мест в бедные страны и ни одна другая отрасль не растет со столь минимальным контролем.
Конечно, туризм не застрахован от экономической нестабильности. Риски безопасности могут вызвать серьезный спад, вооруженные конфликты – уничтожить целые рынки, а рост цен на нефть – увеличить затраты. Все эти факторы будут влиять и на экотуризм в течение следующих 20 лет. Я только что вернулась из Египта, где вследствие политической нестабильности количество туристов упало на 50%. Это болезненно: утрачены громадные инвестиции, местные предприятия вынуждены увольнять работников. Как бы ни хотелось представить туризм источником стабильности – это все же часть глобального рынка с присущими ему рисками.
Сам тип экотуриста быстро меняется. Представлялось, что экотурист – иностранец, прибывающий в экзотические места, одетый в хаки и готовый днем наблюдать дикую жизнь, а ночами сидеть у костра. Сейчас типы экотуристов разнообразны. По всему миру экотуристы все чаще посещают экзотические места собственных стран. Бразильцы из Сан-Паулу массово посещают парки в прекрасных горах Минас Геразис. Туристы из Дакки (Бангладеш) заполнили парки и заповедники Бенгальского Залива. Индийские и китайские туристы активно путешествуют по собственным странам. Экотуризм уже не отражение колониального прошлого, а глобальный рынок, охватывающий полный спектр возрастов, доходов и национальностей.
В минувшие 20 лет стабильность и охрана окружающей среды стали фокусом действий крупнейших туристических корпораций. Системы эффективного управления отходами, качеством воды и воздуха, энергосбережением приведены сетями отелей к единым стандартам. Экопоселения, бывшие ранее редким феноменом, все чаще выходят на рынок по всему миру и устанавливают стандарты для стабильного поселения с использованием возобновляемой энергии, сокращения отходов, собственными садами и бережным отношением к окружающей среде. Независимые поселения существуют в красивейших местах мира, от Каймановых островов до Микронезии. Награды в области туризма все чаще присуждаются экоотелям. Они строят поселения из местных материалов и кормят постояльцев натуральной пищей, помогая им оценить «медленную жизнь».
У экотуризма много достижений, но когда речь заходит об авиации, мы говорим о наиболее загрязняющей отрасли, что низводит многие преимущества экотуризма. Авиация дает 3% выбросов углекислого газа, и эта цифра быстро растет и даже с учетом всех принимаемых мер в следующие 20 лет вырастет на 175%, в основном из-за роста числа дальних рейсов. В настоящее время ЕС пытается квотировать выбросы, но мировая авиаиндустрия этому сопротивляется. Немногие обеспокоены экологическими угрозами авиации, поэтому инициативы по снижению выбросов авиакомпаниями трудно проводимы.
Экотуризм как инструмент сохранения мировых экосистем – битва, которая не афишируется, но поддержка в которой нужна. Например, туристы готовы платить за вход в парк, и часто больше, чем платят. Но парки и заповедники медлят с мерами, при введении которых туристы будут платить за то, что действительно нужно. Сколько туристов посещают парки и не знают, как оплачивать? В ближайшие 20 лет экотуризм станет основным источником доходов для парков, и готовиться к этому нужно уже сейчас.
Исторические памятники также страдают от недостатка грамотного управления. В Долине Царей в Египте мне сообщили, что на посещение старинных могил, которые принадлежат к величайшим памятникам цивилизации, нет никаких ограничений. Если Египет, или Камбоджа, или любая другая страна с древними памятниками не смогут контролировать количество посещений – будущее экотуризма под вопросом. Чрезмерные потоки туристов могут привести к повреждению памятников и даже к их закрытию. Как бы то ни было, управляющие Мачу Пикчу в Перу столкнулись с этой проблемой и ввели разрешительную систему посещений. Если эта практика получит распространение, экотуризм будет только способствовать сохранению важнейших мировых памятников.
Турбизнес разнообразен и объединяет множество сообществ по всему миру. Но зачастую мелкие сообщества не предлагают качества и поэтому с трудом находят покупателя. Помощь таким сообществам – цель экотуризма, инвестиции в такие сообщества помогут местному населению поддерживать культурные маршруты и сохранять природу.
В фонде Планетерра мы инвестируем в мелкие сообщества Латинской Америки. Мы помогаем женщинам майя в маленькой деревушке на озере Атитлан в Гватемале строить качественное экологичное жилье. Туристы посещают мастерские сообщества, лавки с травами, таким образом, туризм дает сообществу развиваться и это является примером выгод экотуризма. Планетерра помогает мелким предприятиям найти рынок.
Экотуризм обладает потенциалом для привлечения клиентов в «зеленую экономику». Одним из важнейших аспектов экотуризма является управление ландшафтами и регионами, где экотуризм планируется развивать. Власти редко обладают знанием стратегий роста, вследствие чего ландшафт быстро переполняется отелями, ресторанами и другими центрами туристических услуг. К тому же инфраструктура недоступна местному населению, которое часто живет без канализации, воды, медицинского обслуживания и образования. В этой ситуации трудно говорить об экологическом будущем туризма.
Фонд Планетерра разработал систему для правительств, позволяющую отслеживать воздействие туризма и принимать лучшие решения по привлечению инвестиций. Эта система уже опробована в Белизе с эффективными результатами.
Таким образом, развитие экотуризма в ближайшие 20 лет будет зависеть от вклада правительств в создание хорошо спланированных туристических направлений. Без местного планирования экотуризм станет просто еще одной проблемой для окружающей среды.