Доносиян Светлана Николаевна

Доносиян Светлана НиколаевнаРуководитель проекта “Наш компас”.

Одним из наиболее приоритетных направлений современного туризма является экологический туризм. Социологические исследования показывают, что среди ведущих мотивов путешествий на первый план все больше выдвигается стремление людей к общению с природой.

Но тогда ещё острее возникает необходимость формировать экологическую культуру, способность нести ответственность за состояние природы, нужен самоконтроль, критическое отношение к себе и другим, умение предвидеть ближайшие и отдаленные последствия своих действий в природной среде.

Природа не может защищать себя от враждебных действий человека и вмешательства в ход естественных процессов, вызывающих гибель многих растений и животных. И существование «Красной книги» не сможет остановить человека, если у него нет «закона внутри». Экологические проблемы, связанные с разрушительной деятельностью человека, являются следствием разрушительного мышления. То, как человек поступает, есть лишь следствие его мыслей, то есть его мировоззрения, мировосприятия, миропонимания. И всё то, что беспокоит нас сегодня – это результат неправильного воспитания вчера

Экологическое воспитание направлено на развитие черт личности, необходимых для установления гармоничных взаимоотношений с природой.

Педагоги, психологи доказали, что процесс формирования и развития личности должен начинаться с первых дней жизни человека, что создает благоприятные условия для раскрытия потенциальных возможностей ребенка. В системе экологического воспитания – как и любого другого – исключительно важную роль играет именно раннее детство, когда дети впервые попадают в мир знаний о природе. Дальнейшее их отношение к природе, то насколько глубоко будут воспитаны эстетическое и нравственное отношение к природе, во многом будет зависеть от того, осознают ли они самоценность природы, увидят ли связи человека с природой.

Ответственное, гуманное отношение к природе можно формировать при взаимодействии как чувственного (жалость, восхищение, сострадание и т. п.), так и интеллектуального (экологические и этические знания) воспитания, развития. Становление экологического сознания — это и опора на науку, и соединение ее с гуманистическими ценностями.

В 2012 году с сообщением о нашем литературно-издательском проекте «Нравственные посевы» мы выступили на Международном Экологическом форуме. Председательствовала Директор Международного ЭКО БИО центра – Лилия де Глонек. Проект вызвал большой интерес. На базе его наработок в настоящее время разработана программа «Свободная минутка» и планируется программа «Твой компас».

«Свободная минутка» – это комплексная программа для многогранного развития личности ребёнка. Это программа и с экологическим уклоном, обеспечивающая ребенку одновременно и формирование начальной стадии экологического мировоззрения. Такое сочетание может способствовать в дальнейшем (при условии непрерывности экологического образования) развитию полноценного экологического сознания, которое будет определять деятельность взрослого человека.

Но как знакомить детей с правилами поведения в природе? Ведь определенные экологические запреты абсолютно необходимы. Мы считаем, что «грозить пальцем» – это очевидная ошибка. Нужна целенаправленная работа для того, чтобы правила поведения в природе были прочувствованы и стали понятными. Чтобы они стали «своими», стали «внутренним законом».

Не все мы осознаём, каково влияние природы на наши чувства, мысли, отношения к людям, на наш духовный мир. Редко мы задумываемся над тем, как лес, река, полянка, деревце за домом – то есть всё то, что обычно называют природой, помогают нам воспитывать малышей. Пока дети малы, то и цветы, и травы, бабочки и жучки, рыбы и птицы, кошки, собаки – всё это близко им. Они «их понимают». В каждом ребёнке дремлет художник, который видит жизнь необычно красивой и удивительной. Но если не помочь маленькому человеку открыть в себе способность выражать свои чувства, то со временем художник в нём может угаснуть. Душу ребёнка надо растить осторожно, внимательно и с любовью, чтобы сохранить в ребёнке художественное восприятие мира.

Проект "Наш компас"Возбуждать симпатии к растениям и животным – один из путей воспитания доброго отношения к ним. Ребёнок не только должен узнать, что нельзя разрушать муравейник, убивать лягушек и разорять птичьи гнёзда, топтать и рвать цветы. Он должен увидеть и муравья, и птицу, и лягушку, и цветок – всё, что его окружает – глазами доброго человека.

Задача взрослых – помочь детям накопить багаж ярких, эмоциональных, живых впечатлений и достоверных представлений о природе.

В нашем проекте для детей младшего школьного возраста есть серии книг, которые позволят ребятам познакомиться с миром чувств, способностями, возможностями и душевными качествами животных, взаимоотношений их с людьми, примеры доброго отношения людей к природе.

Благодаря интересным и поучительным фактам, невыдуманным историям и сказкам ребята узнают, что, например, миру животных присущи:

  • добрые чувства по отношению к собратьям и к другим представителям животного мира, а также сострадание, способность к дружбе и верности;
  • самопожертвование, проявление альтруизма, чему так и не найдено объяснения в рамках существующих концепций и принципа самосохранения любой ценой;
  • внимание к престарелым родителям, супружеская верность, взаимопомощь в семейной жизни, родительская самоотверженность и отвага при защите потомства;
  • привязанность к людям, особенно к детям, и преданность своим хозяевам.

Эти знания дают более глубокое, целостное понимание величия и многогранности мира живого, помогают не только обрести гуманное отношение к живым существам, но и в какой-то мере осознать свои душевные качества и собственное место в жизни. Одна из сложностей для экологически культурной личности – это умение анализировать и устанавливать причинно-следственные связи экологических проблем.

Сказки и интересные истории дадут возможность многим ребятам, особенно малышам, накапливать в своей душе чистые образы. Для ребят эти образы могут стать звоночками, которые тихо зазвучат в их сердцах, пробуждая изначально заложенные добродетели.