Ренат Валиуллин: «Состояние отношений Республики Татарстан и Китая»

У татарстано-китайских отношений – большое будущее. Сегодня Китай является одним из самых активных экономических партнеров Татарстана в рамках сотрудничества с Российской Федерацией.

Сотрудничество между Татарстаном и Китаем развивается активными темпами и вносит свой вклад в укрепление российско-китайских отношений. Сегодня Татарстан тесно взаимодействует с китайскими провинциями в рамках региональной группы «Волга-Янцзы», которая способствует расширению взаимодействия между российскими и китайскими регионами. Наша республика входит в состав этой рабочей группы с 2014 года.

Татарстан успешно сотрудничает с такими китайскими провинциями, как Синьцзян-Уйгурский автономный район, Шаньдун, Хунань, Шэньчжэнь, Цзянсу, Ляонин, Хэбэй, Аньхой, Сычуань и другими. На сегодняшний день на территории РТ открыты совместные предприятия в сфере производства аппаратуры, основанной на использовании рентгеновского альфа-, бета-, гамма-излучений, медицинских инструментов, холодильного оборудования, электроэнергии на основе тепловых электростанций.

Знаковым событием в отношениях Татарстана и Китая стало открытие Генерального консульства КНР в Казани. Теперь актуальные вопросы торгово-экономического сотрудничества, а также продвижение совместных проектов обсуждаются непосредственно в столице Татарстана. Открытие консульства положительно отразилось на уровне товарооборота и туризма между странами.

Сотрудничество с китайскими коллегами осуществляется и в форме постоянных контактов между представителями Татарстана и КНР. По поручению президента Республики Татарстан Рустама Минниханова, руководитель Агентства инвестиционного развития Республики Татарстан Талия Минуллина возглавляет региональное отделение Общества российско-китайской дружбы.

Хотелось бы отметить успешный совместный проект «Хайер» (Haier). В апреле 2016 года на территории Иннокама, в Камском индустриальном парке «Мастер», открылся завод китайской компании Haier по производству холодильников. Инвестиции в строительство завода «Хайер» в Набережных Челнах составили около 50 миллионов долларов. На предприятии работает более 500 сотрудников. Менее чем за год (завод был открыт в апреле 2016 года) завод достиг уровня локализации в 40 процентов. С момента запуска производства – за восемь месяцев – с конвейера в Челнах сошло более 70 тысяч холодильников. Помимо России, они поставляются в Казахстан, Армению и Узбекистан. Сейчас в Набережных Челнах выпускается 20 моделей холодильников.

Среди перспективных проектов с китайскими партнерами нужно отметить следующие. В настоящее время ведется работа по определению производственной площадки для китайской компании, занимающейся изготовлением ЖК-панелей. Развивается сотрудничество и с крупнейшим производителем дорожно-строительной техники в Китае.

В 2016 году представители компании несколько раз посещали Республику Татарстан, в том числе индустриальные парки «Челны», «КИП-Мастер», ОЭЗ «Алабуга», а также встретились с потенциальными поставщиками.

В конце февраля 2017 года было подписано соглашение между министерством сельского хозяйства и продовольствия РТ и китайской корпорацией «Sunward» о создании сельскохозяйственного парка Сяосян-Волга». Согласно документу, планируется открытие комплекса производств по глубокой переработке зерна и создание в регионе перерабатывающей базы для сельхозпроизводителей. Этот проект позволит привести на внутренний рынок РФ качественную конкурентоспособную продукцию, повысить продовольственную безопасность региона, создать более 800 новых рабочих мест, диверсифицировать экономику региона, повысить уровень жизни и комфортности проживания в регионе.

В течение трех лет Татарстан занимает первое место среди субъектов Российской Федерации в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата, и это – результат многолетней работы нашей республики. Говоря об инвестиционной привлекательности Татарстана, мы отмечаем такие факторы, как открытый диалог инвестора с правительством, государственные гарантии, социально-экономическую и политическую стабильность и главное – уже имеющийся положительный опыт реализации крупных инвестиционных проектов мировых брендов.

Для китайских инвесторов мы готовы обеспечить благоприятные условия вхождения на рынок, для нас важны прочные и партнерские деловые отношения. Инвесторы, в свою очередь, это понимают и ценят. Перспективными для китайских инвесторов могут стать такие отрасли, как высокие технологии, машиностроение, производство автокомпонентов, авиастроение, энергетика, нефтехимия, инфраструктурные проекты, авиаперевозки, здравоохранение, туризм, сотрудничество в сфере науки и культуры. Наиболее инвестиционно привлекательной в Татарстане традиционно является обрабатывающая отрасль. По скорости реализации инвестиционных проектов наша республика – бесспорный лидер среди всех субъектов Российской Федерации.

В рамках создания международного транспортного коридора «Европа – Западный Китай» в Республике Татарстан осуществляется инвестиционный проект «Строительство платной автомагистрали «Шали (М-7) – Бавлы (М-5)».

В 2004 году с первоначальной инициативой строительства участка от мостового перехода через реку Каму, где расположено село Алексеевское, до Альметьевска в составе автодороги «Казань – Оренбург» выступило АО «СМП-Нефтегаз» при поддержке Кабинета Министров Республики Татарстан. В результате сформирован вариант развития автодороги «Казань – Оренбург», при котором скоростная автомагистраль «Шали (М-7) – Бавлы (М-5)» станет составным участком международного транспортного коридора «Европа – Западный Китай».

Строительство скоростной автомагистрали «Шали (М-7) – Бавлы (М-5)» позволит напрямую связать между собой две важнейшие автомагистрали страны (М-7 «Волга» и М-5 «Урал»), позволив тем самым максимально эффективно использовать транзитный потенциал региона и существенно сократить пробег автотранспорта по маршрутам «Центр – Сибирь» и «Центр – Средняя Азия». Общая протяженность автомагистрали «Шали (М-7) – Бавлы (М-5)» составляет 294 км.

Предполагается развитие всей необходимой инфраструктуры вокруг новой автомагистрали: оборудование автоматизированной и удобной в использовании системы взимания платы за проезд, строительство АЗС, кафе, магазинов, отелей, станций технического осмотра и ремонта автомобилей, автомоек, стоянок.

Новый Великий Шелковый путь – проект, который изменит мировую экономику, окажет влияние на торгово-инвестиционные международные операции, рынок труда и рынок недвижимости. Если мы с вами посмотрим карту проекта, то Татарстан находится в самом центре этого пути. Это значит, что те компании, в том числе китайские, которые разместят производство в Татарстане, смогут с легкостью завоевывать мировой рынок с учетом логистики следующего поколения.