Опубликовано в журнале “Партнерство цивилизаций” №1-2012.
Категория цивилизаций в чем-то капитулянтская. Не в силах совладать с необъятным объемом и разнообразием миллиардов индивидуальных судеб и миллионами историй обществ и государств, наука предложила клише, сведя многообразие к вполне обозримому набору цивилизаций.
Но открытие это не было напрасным. И сегодня разработка цивилизационной тематики — среди самых перспективных и важных для происходящей на наших глазах новой революции сознания.
Всякое изменение форматов жизни предваряется новым мировоззрением и опытом — «сыном ошибок трудных». Что сегодня особенно важно из исторического опыта для нас, свидетелей и участников новой революции?
Во-первых, урок многообразия. ХХ век попытался свести многообразие к двум общественным системам по критерию политического режима и типа собственности. Затея была явно неудачная. Одни под флагом неприсоединения к логике дуализма, другие усматривая признаки конвергенции, третьи в поисках своего пути — каждый по-своему, опираясь на собственных пророков, основателей, трибунов и лидеров, но все мало-помалу, шаг за шагом утвердили уникальность и право на исторический выбор и суверенитет своих стран и народов.
В коалиции все своеобразные общности стали складываться позже. Кого-то сближала общность языка, культуры, судьбы, соседство, ландшафт, этногенетический потенциал, кого-то — итоги сражений между собой или с другими, кого-то — экономические интересы или единство стратегических устремлений. В итоге сложилось не дуальное, а множественное цивилизационное устройство. И у каждой из современных цивилизаций — свой взгляд на мир, на человека, на смысл бытия, на прошлое, настоящее и будущее.
Во-вторых, урок общего наследия. При всем разнообразии, которое имеет глубокий смысл — «дабы открылись между вами искусные» (1 Кор. 11:19), и со стороны космоса, и в сравнении с другими обитателями планеты, человек достиг высот развития благодаря коллективным усилиям своего общего разума, ноосферы. Не случайно и великие ученые, и великие пророки, и лидеры преобразований достаточно равномерно распределены на пространствах цивилизаций и вместе составляют сокровищницу мудрости всего человечества. И примеры бесчеловечных экспериментов отнюдь не прерогатива Европы, Азии или Америки. Отличились все или почти все, нащупывая правильное общественное устройство. И этот опыт — достояние всех землян на все времена.
В-третьих, урок коммуникаций. Самая тяжелая беда, которая происходила с человечеством, может быть названа «разрывом коммуникаций». Пренебрежение к природе, к другим народам, к другим личностям, к науке и религии, искусству и справедливости — все это имеет общий знаменатель — неумение, нежелание общаться и уважать права, свободы и достоинство другого. Общающиеся понимают друг друга лучше, чем молчащие. По крайней мере общение дает шанс на понимание. А грани свободе сообщает знание законов природы и жизни и осознание своей ответственности за соблюдение или нарушение этих законов.
Всякая цивилизация, как ее ни определяй, это квинтэссенция опыта жизни на земле многих поколений людей. Вот поэтому все три урока ведут к одному выводу — каждый становится сильнее и мудрее, вступая в диалог с иными по опыту бытия людьми. Диалог — преддверие партнерства, которое самоценно. Тем более сейчас, когда незаметно, но все отчетливее мы все осознаем, как мала и хрупка наша планета.