О стратегических приоритетах российско-китайского партнерства и сопряжения инициатив «Один пояс – один путь» и Большого евразийского партнерства

 

Научный Совет РАН  по комплексным проблемам  евразийской интеграции, модернизации, конкурентоспособности и устойчивому развитию

Международный институт  Питирима Сорокина –
Николая Кондратьева

Институт экономических стратегий

 

Проект 08.11.2017

О стратегических приоритетах российско-китайского партнерства и сопряжения инициатив «Один пояс – один путь» и Большого евразийского партнерства

В совместных заявлениях Российской Федерации и Китайской народной республики от 08.05.2015 года, 25.06.2016 года и 05.07.2017 года и в решениях XIX Съезда КПК намечена долгосрочная стратегия укрепления российско-китайского партнерства, сопряжения Евразийского экономического союза, инициатив «Один пояс – один путь»  и Большого евразийского партнёрства и повышение роли Китая в глобальном мире.

Для реализации указанной стратегии необходима выработка системы научно-обоснованных приоритетов, которые будут служить критериями при выборе и выполнении долгосрочных программ и проектов партнерства.

Международный институт Питирима Сорокина – Николая Кондратьева (МИСК) и Институт экономических стратегий (ИНЭС), имеющие консультативный статус при ЭКОСОС ООН совместно с МГУ имени М.В. Ломоносова и Институтом Дальнего Востока РАН, Научным Советом РАН  по комплексным проблемам  евразийской интеграции, модернизации, конкурентоспособности и устойчивому развитию разработали и представили в ООН, группу 20, на Саммит БРИКС долгосрочные прогнозы, научные доклады и монографии, направленные на обоснование стратегических приоритетов: глобальный прогноз «Будущее цивилизаций на период до 2050 года» (2009); научные доклады «Основы долгосрочной стратегии глобального устойчивого развития на базе партнёрства цивилизаций» (2011), «Научные основы преодоления цивилизационного кризиса и выхода на траектория глобального устойчивого развития» (2013), «Перспективы и стратегические приоритеты восхождения БРИКС» (2014), «Стратегия становления устойчивого многополярного мироустройства на базе партнёрства цивилизаций» (Доклад Ялтинского цивилизационного клуба, 2017), монографии «Стратегия опережающего развития России в условиях глобального кризиса (2010), «Глобальные экономические трансформации» XXI века (2011), «Система долгосрочных целей устойчивого развития цивилизаций» (2017).

Эти документы обсуждались на ряде цивилизационных форумах, на IV Всемирном конгрессе глобальной цивилизации «На пути к ноосферой цивилизации»  (Москва, 2013), Евразийской научно-технологической конференции «Сопряжение Большого евразийского партнерства» и инициативы «Один пояс – один путь: энергоэкологические стратегии, программы, проекты» (Санкт-Петербург, май 2017).

Представляется необходимым сконцентрировать усилия на обосновании и реализации следующих стратегических приоритетов:

  1. Энергоэкологическое партнерство

Первоочередное значение для развития российско-китайского партнерства и сопряжения инициатив «Один пояс – один путь» и Большого евразийского партнёрства имеет удовлетворение потребностей развивающихся экономик в энергетических ресурсах с учетом интересов будущих поколений и принятие совместных мер по комплексному оздоровлению окружающей среды и предотвращению негативных последствий изменения климата. Эти вопросы отражены в Московской декларации, принятой IV Всемирным конгрессом глобальной цивилизации (приложение 1), в рекомендациях Евразийской научно-технологической конференции (приложение 2),  а также в проекте Евразийской международной энергоэкологической программе «Энергия Арктики» (приложение 3).

  1. Агропродовольственное партнерство

Первостепенное значение для укрепления здоровья населения России, Китая и других евразийских стран на основе опережающего развития агропродовольственного комплекса, укрепления интеграции и взаимного обмена в этой области с учетом необходимости поддержки трудовых семейных и фермерских хозяйств, развития кооперации. Эти вопросы отражены в докладе о возрождении евразийского аграрного комплекса (приложение 4). Этим проблемам будет посвящена II Евразийская научно-технологическая конференция «Сопряжение Большого евразийского партнёрства и инициативы «Один пояс – один путь»: агропродовольственные стратегии, программы, проекты», которая состоится в Санкт-Петербурге в апреле 2018 года (приложение 5).

  1. Научно – технологическое партнерство

Материально-технической базой повышения конкурентоспособности и опережающего развития  экономик России, Китая и других евразийских стран является крупномасштабное освоение достижений научно-технологической революции  XXI века и базисных инноваций 6-го технологического уклада. Эти вопросы рассмотрены в докладах «О Евразийской стратегии опережающего развития на основе инновационно-технологического прорыва  (приложение 6,7) и в разработанной ИНЭС и МИСК по договору с Евразийской экономической комиссией «Стратегии охраны, защиты и использования интеллектуальной собственности в евразийском экономическом союза», предусматривающей введение евразийской регистрации научных открытий, организацию отбора и государственной поддержки инновационного освоения значимых изобретений и заключения соглашения о сотрудничестве в области интеллектуальной собственности между евразийским экономическим союзом и КНР (приложение 8).

  1. Партнёрство в области цифровой экономики

Для обеспечения конкурентоспособности в области стремительно развивающейся цифровой экономики и укрепления информационной безопасности необходимо определение широкого круга программ и проектов, направленных на  опережающее развитие независимых от западных ТНК информационных систем и их гуманитарное наполнение, а также на резкое сокращение отрицательного сальдо во внешней торговле информационными услугами (которое составило в 2016 году 11 млрд. долларов по России и 29 млрд. долларов по КНР). Этой проблеме намечено посвятить III Евразийскую научно-технологическую конференцию «Сопряжение Большого евразийского партнерства и инициативы «Один пояс – один путь: стратегии, программы, проекты в области цифровой экономики (Санкт-Петербург, апрель 2019 года).

  1. Партнерство в использовании космического пространства

Россия и Китай обладают крупнейшим потенциалом освоения использования космического пространства. Партнерство в этой области позволит значительно повысить эффективность этого высокотехнологичного и эффективного направления деятельности в ряде ключевых направлений:

– развитие экономики;

– Укрепление экологической безопасности и обороноспособности стран Большой Евразии. При этом открывается возможность сотрудничества по реализации космических программ России, Китая Евросоюза и Японии. 

Могут быть реализованы следующие программы и проекты  евразийского партнерства использования космического пространства:

Во-первых, разработка общих проектов в исследовании дальнего космоса и предотвращение угрозы астероидной и кометной опасности. Такой проект разработан Центром планетарной защиты в кооперации с организациями стран СНГ, Концепция создания международной СПЗ «Цитадель» (Мега-проект «Цитадель») и отмечен золотой медалью Евразийской научно-технологической конференции (Санкт-Петербург, май 2017) (приложение 8).

Во-вторых, осуществление совместных проектов по углубленному зондированию земли, предупреждение природных аварий и катастроф (землетрясений, наводнений, тайфунов, цунами, лесных пожаров и т.д.). Оценки состояния окружающей среды, выявление источников и размеров вредных выбросов в окружающую среду, наблюдение за состоянием озонового слоя и т.п.

На IV Всемирном прогрессе глобальной цивилизации «На пути к ноосерной цивилизации» в Москве в декабре 2013 года, организованной МИСК и Организацией по поддержке глобальной цивилизации (КНР), было предложено  создание концепции            Глобальной интегральной системы мониторинга, прогнозирования и реагирования на чрезвычайные ситуации при ведущей роли космических систем, включая оборонные, отмеченная золотой медалью Евразийской научно-технологической конференции (Санкт-Петербург, май 2017) (приложение 9).  Реализация этого проекта могла бы стать одним из направлений сотрудничества между космическими системами ГЛАНАС и Бейчжоу  в соответствии с Совместным заявлением РФ и КНР от 25 июня 2016 года.

В-третих, на основе евразийского космического партнёрства может осуществляться реализация мегапроекта «Создание системы цифрового цивилизационного образования нового поколения», разработанного МИСК (приложение 10) .  Это позволит создать независимую от западных ТНК многоязычную образовательную систему для формирования мировоззрения нового поколения  в духе диалога и партнерства цивилизаций и государств и укрепления Большого евразийского партнёрства.

В четвертых, МИСК и МГУ имени М.В. Ломоносова  разрабатывают проект создания космических навигаторов для развития многоязычного образовательного цивилизационного туризма, в том числе по маршрутам Великого шелкового пути. Этот проект имеет не только большое социокультурное, но и экономическое знамение, поскольку в 2016 году отрицательный баланс по международному туризму в Китае составил 178 млрд. долларов, а в России 25 млрд. долларов.

  1. Партнёрство в сферах науки, образования и культуры

Россия, Китай и другие евразийские страны обладают значительным научным и образовательным потенциалом, культурным наследием, которое необходимо эффективно использовать и трансформировать для становления интегрального социокультурного строя. Этому должна способствовать совместная стратегия по синтезу научной, образовательной и информационной революции  XXI века, развитию партнерства в области науки и образования, сохранению передачи будущему поколению всемерного и национального, научного и культурного наследия, формирование мировоззрения нового поколения в духе диалога и партнерства цивилизаций и государств. На это направлены создание российско-китайского университета в г. Шэньчжэнь, намечаемые меры по формированию академии наук Шелкового пути. Этим проблемам предполагается посвятить IV Евразийскую научно-технологическую конференцию в 2020 году.

  1. Проекты по работе с новым поколением

В настоящее время в мире осуществляется переход от поколения 1990-ых гг. к поколению 2020-ых гг., лидеры которого в течение трех десятилетий будут принимать и осуществлять стратегические решения на национальном и глобальном уровнях. Необходим пакет совместных проектов, которые направлены на консолидацию прогрессивных лидеров нового поколения, передачу им цивилизационного, научного и культурного, мирового и национального наследия, формирование у них мировоззрения в духе патриотизма, диалога и партнерства цивилизаций.

МИСК разработал концепцию мегапроекта по цифровому цивилизационному образованию лидеров нового поколения (приложение 11). Предусматривается создание многоязычных сайтов и информационных продуктов по программам цивилизационного образования и цивилизационного туризма, организацию дополнительного профессионального образования, интернет-обучения на базе изданного пакета учебников по линии Открытого университета диалога цивилизаций и ведущих университетов России и Китая, других евразийских стран, а также организацию виртуальных музеев «Цивилизации», трансформацию российского телеканала «Культура» в международный многоязычный телеканал, разработка многоязычных космических навигаторов по маршрутам цивилизационного туризма.

Активизации и консолидации лидеров нового поколения будет способствовать намечаемое проведение на базе Российского университета дружбы народов и Московского государственного института международных отношений в апреле 2018 года Гагаринской международной Ассамблеи  нового поколения (приложение 12), на которой будет обсужден манифест нового поколения «Вместе создадим процветающий и справедливый мир цивилизаций, искореним голод и нищету, терроризм и войны на планете Земля»  и принято решение об учреждении Международных Гагаринских молодежных  премий за вклад в диалог и партнерство цивилизаций. Намечается организовать сбор подписей  представителей всех цивилизаций под манифестом нового поколения и представить его ООН и ЮНЕСКО.

  1. Совместное финансирование проектов российско-китайского партнерства и сопряжения инициатив «Один пояс – один путь» и Большого евразийского партнёрства

Для финансового обеспечения проектов по реализации перечисленных выше стратегических приоритетов предлагается:

– образовать экологические и агропродовольственные фонды ЕАЭС, ШОС и БРИКС, которые вместе с национальными экологическими фондами могли ы обеспечить финансирование проектов энерго-экологического  и агропродовольственного партнёрства;

– создание Международного Гагаринского молодёжного фонда для финансирования Гагаринских премий  и поддержки молодежных инициатив;

– создание Евразийского научного фонда для финансирования совместных исследований по развитию и проектам российско-китайского партнёрства и сопряжения инициативы «Один пояс – один путь» и  Большого евразийского партнёрства, а также объявление совместных программ исследований Российского  Фонда фундаментальных исследований (РФФИ) и Российского научного фонда (РНФ) с аналогичными китайскими фондами.

  1. Научная основа развития российско-китайского партнерства и сопряжения инициатив «Один пояс – один путь» и Большого евразийского партнёрства

Для создания надежной научной базы реализации указанных выше стратегических приоритетов представляется необходимым:

– поддержать инициативу о создании Академии шелкового пути и Евразийской Ассоциации академии наук (приложение 13);

создание в Москве российско-китайского мозгового центра по сопряжению инициатив «Один пояс – один путь»  и Большого евразийского партнерства.  С российской стороны в таком центре могли бы участвовать РАЕН, МГУ имени М.В. Ломоносова, Ассоциация «Российский дом международного научно-технического  сотрудничества», МИСК, ИНЭС, ИДВ РАН, Евразийский центр глобального моделирования, прогнозирования и стратегического планирования, Евразийский центр высоких технологий. С китайской стороны – Академия общественных наук КНР, заинтересованные научные организации, университеты , мозговые центры. Мозговой центр мог бы выполнять фундаментальные и прикладные исследования по перспективами и стратегическим приоритетам евразийского партнёрства разрабатывать долгосрочные прогнозы, осуществлять отбор и оценку наиболее эффективных стратегий, программ и проектов, сопряжение инициатив «Один пояс – один путь» и Большого Евразийского партнёрства;

– образовать научный совет по российско-китайскому партнерству и сопряжению инициатив «Один пояс – один путь» и Большого евразийского партнёрства, который мог бы стать мозговым центром обоснования стратегических приоритетов, отбора и научного сопровождения программ и проектов партнерства. В этой работе мог бы принимать участие созданный в 2016 году Евразийский центр глобального моделирования, прогнозирования и стратегического планирования.

 

Президент МИСК, академик РАЕН                                                  Яковец Ю.В.